В 2025 году исполняется 175 лет историческому событию, соединившему общей памятью современных казаков Кубанского и Терского казачьих войск. Наши, ставропольцы, с девяностых годов ездят к братьям на Кубань, на Шалоховские поминовения. В этот раз туда отправились казаки Михайловского станичного и Старомарьевского хуторского казачьих обществ, представители казачьей сотни Ставропольского филиала МПГУ.
Люди знали всегда
4 мая (про новому стилю 18-го) 1850 года, в разгар Кавказской войны на Шалоховском посту Лабинской кордонной линии случилось сражение, унесшее около 200 жизней линейцев, в том числе и наших земляков – казаков 1-го Ставропольского полка, уроженцев станиц Старомарьевской, Новомарьевской, Михайловской и Спицевской. С ними плечом к плечу погибли казаки Кубанского казачьего полка из станицы Урупской и хутора Русский. Они несли службу в опасном месте: самый южный край Лабинской линии постоянно подвергался нападениям, на казачьих постах за государственный паёк даже содержались специально обученные караулу собаки.
Гравюра Фридриха Арнольда Брокгауза. Иллюстрация из Памятной книжки на 1871 год.
В тот день две казачьи сотни приняли бой с очень большим отрядом в несколько тысяч горцев. Описание этого события оставили некоторые современники, газета «Русский инвалид», архивные документы. Бой в междуречье рек Лабы и Окарда у западной оконечности Джелтмесских высот сделал последним в тот майский день для многих. Поименный список погибших и представленных к наградам раненых разыскал и опубликовал ставропольский историк Владимир Колесников.
Местные жители всегда помнили об этом кровопролитном событии, даже в советское время, аж до середины 1970 года. Хорошо знали место в балке неподалеку от станицы Отважной, где находилось братское захоронение героев-линейцев. Собирались на кладбище рядом – служили панихиду, а потом стелили на земле домотканые дерюжки и садились прямо тут за поминальную трапезу.
Часовня-памятник в станице Тифлисской (сейчас Тбилисской), похожая на ту, что стояла на кладбище.
Там же, на кладбище когда-то стояла каменная часовня-памятник, от которой сегодня осталась только пара сломанных ступеней. Казак, краевед Александр Нестерков, написавший книгу обо всей этой истории, мечтает восстановить часовню, пусть не каменную, хотя бы металлическую.
Кусочки штукатурки и два гвоздя от часовни-памятника, выкопанные из земли.
У креста и памятника
Делегацию от Терского казачьего войска встретили как всегда радушно: у поклонного креста и памятника, который в 2009 году общими усилиями ставили кубанцы с нашими казаками.
Там уже строились в полукруг шумливые казачата, высыпавшиеся как горох из желтых автобусов с надписью «дети». Казачата держали свои похожие на хоругви «знамена» с указанием района, школы и класса.
Нашей делегации вынесли хлеб-соль, потом все вместе соборно помолились за литией, которую сослужил отец Александр. Атаман Лабинского районного казачьего общества Евгений Николаевич Олейников напомнил, что и сейчас наши воины выполняют долг в зоне СВО. Он поблагодарил гостей Терского казачьего войска и казачат, атамана Каладжинского хуторского казачьего общества Владимира Александра Пазушко за сохранение памяти. Атаман Пазушко, кстати, первый со времени возрождения казачества в России и не менялся в станице ни разу. В немалой степени его личными усилиями сохраняется все эти годы память о Шалоховском сражении, ведется работа единомышленников.
Атаман Каладжинского хуторского казачьего общества Владимир Пазушко.
Потом выступил глава Отважненского сельского поселения Федор Николаевич Кайшев. Он сказал, что русский солдат никогда не сдавался, всегда шел вперёд, за веру и Отечество, поэтому наша задача и далее сохранить эту память для потомков.
Слово предоставили гостям. Алексей Викторович Лихачёв приезжает сюда много лет. Он тоже напомнил про СВО, ведь и сейчас, как и 175 лет назад, в наши дома приходят горькие вести о потерях:
– Но мы – православные христиане, и помним слова Спасителя, что нет больше той любви, чем положить душу за други своя, – сказал Алексей Викторович. Еще он сказал, что память о казаках России будет жить всегда, до второго пришествия Христова. На возвышенности, где мы все собрались, перед грядой Кавказского хребта на горизонте, эти слова прозвучали как-то особенно серьезно.
Потом в круг казачат и станичников вышел атаман Михайловского станичного казачьего общества Георгий Павлович Рыбка. Он говорил, что мы у братьев-кубанцев чувствуем себя как дома. Это подчеркивали все ставропольские гости: «Мы действительно братья на казачьей земле, потому что она полита кровью наших общих предков, вспахана их руками, здесь растут наши дети и внуки».
Три девочки прочли стихотворение о событии Шалоховского боя. Его написал старомарьевский казак Иван Алексеевич Лабков. Это стихотворение станичники очень любят, его ежегодно читают школьники на поминовениях. Но есть у местных жителей и своя поэтическая память: в церковной книге Свято-Никольской церкви станицы Отважной была записана «Баллада об убиенных казаках», и ее как песнопение исполнял церковный хор во время панихиды в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Баллада почти позабылась, но последним её всё ещё помнил участник Великой Отечественной войны, потомственный казак станицы Отважной Григорий Иванович Киянов. Его-то голос и записал на магнитофон двоюродный племянник Александр Нестерков.
Вся летопись – в новой книге
Здесь, у памятника и креста, гостям и детям представили новую книгу Александра Михайловича Нестеркова и Александра Сергеевича Селютина «Память о военном подвиге». Издание небольшое, но в нем очень компактно, без лишней воды, сконцентрирована вся найденная фактура по историческому событию и людям, причастным к его сохранению за последние тридцать пять лет.
На страницах портретные фото казаков со Ставрополья и Кубани, памятные снимки: как собирались вместе из года в год, поминали погибших в Шалоховском бою, как ставили памятник. Для этой книги и собирал материалы Александр Нестерков – потомственный казак станицы Отважной, он состоит сегодня в Творческом союзе художников России и Отрадненском районном обществе историков-архивистов по имя святого преподобного Нестора Летописца.
А.М. Нестерков рассказывает гостям историю этого места.
Александр Михайлович невероятно увлеченный человек: буквально накануне юбилея он получил свежие архивные данные о часовне на кладбище, описании ее внешнего облика и о крестах: один был поставлен в 50 саженях от часовни родственниками погибших, а другой установлен в 1900 году нашим земляком – казаком станицы Старомарьевской Подзолковым в версте от часовни, в дороги, ведущей в станицу Упорную.
Казак Михайловского станичного казачьего общества Николай Лавров вручает нагайки авторам книги.
Гостям из Терского войска подарили 20 экземпляров книги на память, а в ответ михайловский казак Николай Федорович Лавров – тоже, кстати, участник поминовений и установки памятника, вручил от нашей делегации братьям-кубанцам нагайки.
Старейший казак Михайловска, участник установки памятника погибшим казакам Ставропольского полка Виктор Иванович Булгаков.
После торжественной части мы перемещаемся на Гофицкое кладбище. В небольшой ложбинке меж холмов – могилок по пальцам посчитать. Здесь хоронят своих сродников жители села Гофицкого – раньше Заболотнего, носившего имя в честь первого своего основателя, переселившегося из станицы Отважной. А потом зачем-то переименованного в честь чекиста Гофицкого, подавлявшего вооруженное восстание против коллективизации в ставропольском селе Медведском. Живописные холмы вокруг кладбища год от года все крепче сжимают могилки в объятьях, напирая на захоронения оползнями. Место красивое и грустное.
В тени деревьев казаки молятся у креста и высокой, изящной конструкции – памятной арки на месте прежней часовни. Александр Михайлович Нестерков рассказывает, что икона наверху арки изображена неспроста – это Старорусский образ, его память как раз отмечается в тот день, когда состоялся бой казаков и горцев. Поэтому он и решил разместить изображение именно этой иконы. Батюшка молится, кропит святой водой, казаки крестятся, а казак Нестерков показывает место, где было бы хорошо восстановить часовню снова. Казаки гутарят, что надо бы собрать деньги на постройку, все просчитать… Рядом – крест с именами отважненцев, установленный в 2025 году.
Старорусская икона Божией Матери венчает памятную арку на кладбище.
По оползневым тропкам мы круто поднимаемся вверх, к финальной точке наших поминовений – кресту как раз на месте гибели в битве 4 мая 1850 года. Его поставили каладжинцы в 2022 году, написав на нем имена сотенных командиров. Михайловский атаман Георгий Павлович Рыбка крепит на крест, привезенный из соседнего Ставрополья, новый венок.
Как в детстве, как встарь
А потом мы едем домой к атаману Владимиру Александровичу Пазушко, где он всегда угощает гостей обедом. Бывали годы, когда столы накрывались в ДК, столько приезжало на поминовения народу, что не поместились бы во дворе частного дома. На обочинах широкой станичной дороги у хат то тут, то нам лежат кучи дров. Оказывается, станица практически не газифицирована. Год назад газ пришел в дом атамана Пазушко:
– Мы как на свет народились, столько лет дровами топили, – говорит Владимир Александрович, провожая гостей через двор. Наших макушек почти касаются фиолетовые грозди уже почти вызревшего винного винограда. Хозяин рассаживает нас под навесом, а по-кубански хлебосольный казачий стол ломится от разносолов.
Простые стулья, клеенка, посуда, простые люди – действительно как дома, как в детстве, как встарь. С удовольствием хрустим красной квашеной капустой, которую шикарно готовит супруга атамана Галина Викторовна, пробуем ее запеченных уток и наваристый шулюм. Здесь ставропольцев всегда ждут и угощают как родных, от всей души.
Хозяйский дом смотрит прямо на меня распахнутыми деревянными ставнями окошек. Этой станичной архитектуры по здешним широким улицам много: чистенько белёные дома, с окошками, окрашенными в лазурно-синие и бирюзово-зеленые оттенки. Хаты живописно тонут в буйной зелени местной природы: трава и не думает увядать, и совсем не по-сентябрьски жизнелюбиво поднимается из этой плодородной земли, веками кормившей людей.
Говорят, до революции тут было около 4-5 тысяч жителей. Сейчас меньше полутора тысяч. Хотя, довольно развитый райцентр Лабинск в 40 километрах. Казаки сравнивают Каладжинскую со 120-тысячным Михайловском, тоже выросшим из казачьей линейной станицы спутником Ставрополя. Но там-то рядом центр краевой…
За столом много рассказывают, как собирались все эти годы, поминают ушедших друзей наравне с теми, кто погиб здесь в середине позапрошлого века. Отобедав и наговорившись, казаки долго прощаются у калитки атаманского дома, шумно шутят, обнимаются, фотографируются, строят планы.
А у меня в памяти перед глазами всё ещё стоит несравненная панорама Кавказского хребта с горой «Чертовы ворота» – Ачешбок. Она кусает небо острыми краями скал, а к ней мягкими зелеными волнами стекают крутые холмы. Бескрайний лес курится легкими тучками. На всю эту красоту смотрят с памятника имена казаков, которые 175 лет назад последний раз увидели эти горы.
Наталья Гребенькова. Фото автора и А. Нестеркова.
Сообщение ПОМНИТЬ ДО ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА появились сначала на Информационное агентство «Казачье Единство».

Пока нет комментариев.
Оставьте первый комментарий.