АРХИВ ВЛАДИКАВКАЗА ПОМОГАЕТ ВОССОЗДАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АТАМАНА НИКОЛАЕВА АРХИВ ВЛАДИКАВКАЗА ПОМОГАЕТ ВОССОЗДАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АТАМАНА НИКОЛАЕВА
Работа над созданием монографии наказного атамана Кавказского линейного казачьего войска продолжилась в Архивной службе Северной Осетии-Алании. Владимир Колесников, автор будущей книги «Отчизны сын Атаман... АРХИВ ВЛАДИКАВКАЗА ПОМОГАЕТ ВОССОЗДАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АТАМАНА НИКОЛАЕВА

Работа над созданием монографии наказного атамана Кавказского линейного казачьего войска продолжилась в Архивной службе Северной Осетии-Алании. Владимир Колесников, автор будущей книги «Отчизны сын Атаман Николаев», недавно вернулся из командировки во Владикавказ, где несколько дней изучал старые документы, имеющиеся в распоряжении архива республики.

Проект под названием «Отчизны верный сын – казачий генерал Степан Николаев» осуществляется в Ставропольском крае с февраля 2023 года при поддержке Фонда президентских грантов. Одним из главных его мероприятий является воссоздание полной биографии генерала. Особенное место уделяется периоду, когда он занимал пост наказного атамана Кавказского линейного казачьего войска и находился на Ставрополье.

— Наша задача, прежде всего, изучить деятельность Николаева на атаманском посту, то есть, чем он занимался более 10 лет, — рассказал кандидат исторических наук Владимир Колесников. — Материалы архива Владикавказа позволяют реконструировать эти моменты. В частности, именно здесь сохранились приказы по линейному войску за 1841 год, 1844-й и 1845-й годы, то есть, их нет в Москве в Российском государственном военно-историческом архиве, а вот здесь они сохранились.

Владимир Александрович отмечает, что в целом судьба документов по Кавказскому линейному казачьему войску сложилась довольно печально, так как значительная их часть была утеряна, а другая часть разбросана по различным архивам страны. Собирая по крупицам то, что сохранилось в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Москве, удается постепенно восстановить картину административной деятельности атамана Николаева и представить положение казаков на Кавказской линии с 1837 по 1849 годы. Именно во Владикавказе сохранились материалы, позволяющие сделать некоторые выводы об экономическом положении станиц.

— Целый ряд дел сохранились по учреждению Торгового общества на Кавказской линии, — Владимир Колесников поделился своими архивными находками. — Дело в том, что в 1835 году император Николай I распорядился, чтобы в Кавказском линейном казачьем войске, по образу и подобию Войска Донского, также учредили Торговое общество. Это помогало бы местным казакам заниматься продажей и скупкой скота, торговлей какими-то мелкими товарами, то есть, снабжать станицы и выезжать для этого в российские города, развивая экономические отношения.

В 1835 году еще при прежнем атамане Петре Семеновиче Верзилине это общество только начинало зарождаться. Но при нем процесс особо не пошел. За два года его руководства особо желающих не было, лишь несколько казаков только вступили в общество. А когда занял свой пост Николаев, с 1838-го года, все оживилось. И это входило в стратегию нового наказного атамана по созданию хозяйственного фундамента в станицах, ведь казачья служба без крепкого хозяйства не мыслима.

— Мы наблюдаем к 1842 году уже несколько десятков казаков-линейцев, которые вступили в Торговое общество и содействовали развитию экономических отношений на линии, — продолжает рассказ Колесников. — Казак осуществляет службу, исходя из того, что он имеет в своем распоряжении. Если у него много скота, обрабатывается земля, имеется зерно, и все это он сможет как-то реализовать, соответственно, и на службу он снарядится с гораздо большим успехом, чем тот, кто не имеет всего этого.

В архиве найден целый ряд свидетельств, которые подписывал Николаев казакам из различных полков и станиц, дававших право торговли на территории Кавказской области и за ее пределами. Атаман понимал, что нужна возможность поездок туда, где будет предложена более выгодная цена для реализации, и это создаст необходимый базис-фундамент экономического развития.

Однако, по словам Колесникова, «таких хозяев, которые были готовы торговать, находилось немного, потому что казачье сословие – военное. К коммерции далеко не все были приспособлены. Воевать – да, умели, а вот торговать – это еще большой вопрос». Тем не менее, именно при Николаеве этот процесс набирает обороты, что показывает анализ документов, сделанный автором готовящейся монографии:

— Предыдущий наказной атаман Верзилин на экономическую составляющую войска обращал очень мало внимания. У него масса приказов по строевой части, по участию в экспедициях, по поддержанию воинского духа. А вот именно на экономическую составляющую он особого внимания не обращал. В итоге все закончилось тем, что во время визита императора Николая I на Кавказ, это октябрь 1837 года, царю подали прошение казаки линейного войска о бедственном положении. Например, очень малое жалованье выплачивалось казачьим офицерам. Допустим в год офицер, сотник или хорунжий, получал 16 рублей, а, чтобы себя снарядить на службу, то есть, справить черкеску добротную, оружие не абы какое, а чтобы шашка и кинжал были соответствующие, двух лошадей. Эти затраты выходят до 200 рублей.

Выйти из сложившейся ситуации можно было, только имея процветающее собственное хозяйство. И, конечно, царь на это обратил внимание. Он понимает, что нужен другой администратор, который займется, наконец, этими вопросами. Все это закончилось тем, что уже в Воронеже, на пути в Санкт-Петербург, Николай I издает приказ о снятии с должности атамана Верзилина и о назначении с января 1837 года наказным атаманом Кавказского линейного казачьего войска генерал-майора Степана Cтепановича Николаева.

И, как показали дальнейшие события, его более, чем десятилетнее правление, и ставка царя на Николаева оправдались. Потому что Верзилин, к сожалению, эту ношу не потянул. А Николаев самым кипучим образом развивал свою деятельность, приказывая командирам собирать сведения и объяснять казакам, в чем выгода и польза их самих от вступления в Торговое общество.

Благодаря тому, что атаман Николаев оказался любителем статистики, до нас дошли интересные сведения о размере посевов, количестве быков и коров, общественных и частных зданий, кузниц, мельниц, школ. Формой для статистических отчетов, которую создал Николаев, в дальнейшем пользовались все его преемники на посту наказного атамана.

— В архивах Северной Осетии-Алании сохранился материал о торжествах, которые были проведены 25 июня 1845 года в станице Михайловской, — Владимир Колесников делится еще одной уникальной находкой. — Эти торжества были приурочены ко дню рождения императора Николая I и к принятию положения о Кавказском линейном казачьем войске, подписанного им 14 февраля 1845 года. Современным языком, если сказать, то это сценарий торжества, которое готовил сам Степан Степанович. Подробно расписан порядок проведения. Это литургия, выступления сборных полков под церемониальный марш, участие приглашенных гостей с торжественными речами, угощение участников за накрытыми столами, праздничный салют из орудий, специально завезенных в станицу для этой цели. После этого празднования станица Михайловская как раз и становится центром, где проводятся войсковые торжества.

Также атаман Николаев ввел ежегодную традицию инспекторских смотров. Сохранилась масса приказов, в том числе, дисциплинарного свойства, где он делает взыскание командиру полка за то, что в такой-то станице такой-то казак найден в плохом обмундировании. Он стремился, чтобы линейные казаки выглядели на уровне. Просматривая послужные списки, отмечает владение казаками грамотой и своевременную их отправку на льготу, то есть, в отпуск для поддержания собственного хозяйства. Ведь от этого зависит благополучие казака.

Подписанные Николаевым приказы говорят о том, что атаману до всего было дело. Ему не безразличен цвет черкесок, размер шапок и даже наличие общественной бани в станице, ведь регулярная помывка служащих казаков – это залог их здоровья. Приказы обязуют хранить оружие в недоступном для детей месте и принуждают к закрытию колодцев, так как имелись случаи, когда туда падали люди и домашние животные. Его забота о казаках видна во всем: и когда надо укреплять берега, размытые Тереком, и когда требуется компенсировать пропавший из-за непогоды урожай.

Как считает Владимир Колесников, благодаря всем этим документам, мы можем воссоздать деятельность атамана Николаева, которая до сих пор ограничивалась общими замечаниями. К сожалению, не удалось выявить документы за 1840 год и за 1847-й. Но даже без них работа Николаева оказалась хорошо иллюстрирована имеющимися приказами. Степан Степанович приложил много усилий, чтобы сделать из линейного войска жизнеспособный организм с бесперебойным функционированием, ведь на тот момент стояла важная задача по присоединению Кавказа к России.

Ирина Щербакова, руководитель проекта «Отчизны верный сын – казачий генерал Степан Николаев».

Сообщение АРХИВ ВЛАДИКАВКАЗА ПОМОГАЕТ ВОССОЗДАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АТАМАНА НИКОЛАЕВА появились сначала на Информационное агентство «Казачье Единство».

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *